Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

Почтовый адрес: 456780 г. Озерск Челябинской обл., ул. Уральская, д.7,каб. 1
Номера контактных телефо­нов: (35130) 5-53-92
E-mail: otrud@ozerskadm.ru
Главный специалист по охране труда: Цветкова Елена Викторовна

Сведения о задачах и функциях

Ведущий специалист реализует следующие государственные полномочия в сфере охраны труда:

  • оказание методической помощи работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда;

  • организация сбора и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа;

  • участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев c тяжёлыми последствиями, тяжёлых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
  • Закон Челябинской области от 29 сентября 2011 г. № 194-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» (скачать)
  • Приказ Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 01.06.2012 № 92 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда» (скачать)

Специальная оценка условий труда

Форма приказа о проведении специальной оценки условий труда (скачать)

Форма графика проведения специальной оценки условий труда(скачать)

Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г. (скачать)

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"(скачать)

Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"(скачать)

Федеральный закон 421 от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ оценке условий труда"(скачать)

Федеральный закон № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»(скачать)

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда" (скачать)

Результаты специальной оценки условий труда

Cводная информация по результатам СОУТ Собрания депутатов Озерского городского округа (скачать)
Cводная информация по результатам СОУТ в администрации Озерского городского округа (скачать)
Cводная информация по результатам СОУТ в администрации Озерского городского округа (скачать)

Cводная информация по результатам СОУТ Собрания депутатов Озерского городского округа (скачать)

Сводная информация по результатам СОУТ Управления по финансам администрации Озерского городского округа скачать

Методические рекомендации

  • О методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков (скачать)
  • Охрана труда. Сборник нормативных актов.(скачать)
  • Методические рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты(скачать)
  • Методическое пособие начинающим специалистам по охране труд(скачать)
  • Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (скачать)
  • Руководство по организации медицинских осмотров(скачать)
  • Руководство по охране труда для субъектов малого предпринимательства(скачать)
  • Руководство по проведению Специальной оценки условий труда(скачать)
  • Справочник руководителя по вопросам организации охраны труда(скачать)
  • Требования к управлению охраной труда в организации(скачать)
  • Формы и правила ведения журналов по охране труда на предприятиях (организациях)(скачать)

Протоколы

  • Протокол №31 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 29 декабря 2023г. (скачать)
  • Протокол №30 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 28 июня 2023г. (скачать)
  • Протокол №29 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 28 марта 2023г. (скачать)
  • Протокол №28 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 20 декабря 2022г. (скачать)
  • Протокол №27 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 17июня 2021г. (скачать)
  • Протокол №26 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 19 февраля 2021г. (скачать)
  • Протокол №14 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 24 июня 2016г. (скачать)
  • Протокол №13 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 15 марта 2016г.(скачать)
  • Протокол №9 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2015г.(скачать)
  • Протокол №7 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 22 сентября 2014г.(скачать)
  • Протокол №6 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 июня 2014г.(скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2014г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 декабря 2013г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 августа 2013г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 20 мая 2013г. (скачать)
  • Постановление администрации Озерского городского округа от 01 февраля 2013 г. № 233 «О создании межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа» (скачать)

Приём граждан

Прием граждан по вопросам охраны труда и улучшений условий труда по адресу: г. Озерск Челябинской обл., ул. Уральская, д.7,каб. 1, пн. – пт.
с 8:30 до 16:00, телефон (35130) 5-53-92, факс (35130) 5-53-92, e-mail: otrud@ozerskadm.ru.

Полезная информация

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (скачать)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 №772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (скачать)
  • Правила по охране труда при работе на высоте(скачать)
  • Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (скачать)
  • Профессиональные риски (скачать)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"(скачать)
  • Примерная форма Положения о системе управления охраной труда (скачать)
  • Примерная форма Приказа о распределении среди работников функциональных обязанностей работодателя по охране труда (скачать)
  • Приказ Минтруда России № 412н от 23 июня 2014 г. "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" (скачать)
  • Положение о Всероссийском конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (скачать)
  • Об утверждении «Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории (в организациях) Озерского городского округа на 2014-2016 годы» (скачать)
  • Постановление губернатора Челябинской области №442 от 04.07.2014 "О проведении в 2014-2016 г. областного конкурса "Лучшая организация работ по условиям охране труда в организациях Челябинской области". (скачать)
  • Анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных учреждениях муниципальных образований Челябинской области за последние 5 лет. (скачать)
  • Доклад «О состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Озерского городского округа Челябинской области в 2013 году» (скачать)
  • Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 361-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2014 – 2016 годы» (скачать)
  • Закон Челябинской области от 30 августа 2001 г. № 29-ЗО «Об охране труда в Челябинской области» (скачать)
  • Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2012 № 27-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012 – 2013 годы» (скачать)
  • Примерный перечень локальной документации в сфере охраны труда, наличие, хранение и ведение которой должно быть обеспечено в организации(скачать)
  • Рекомендации по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права (скачать)
  • Обучение по охране труда(скачать)

Несчастные случаи

  • Приказ от 1 октября 1990 г. N 639 "О введении в действие положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР" (скачать)
  • Кому необходимо сообщать при возникновении несчастного случая (скачать)
  • Если произошел легкий несчастный случай (скачать)
  • Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве (скачать)
  • Страхователь в течение суток обязан сообщить по установленной форме о произошедшем несчастном случае (групповой, тяжелый, смертельный) по месту регистрации (ФОРМА №1) (скачать)
  • Расследование несчастных случаев на производстве (скачать)
  • Примерные формы (приказ, запрос, извещение) (скачать)
22.12.2015

На какие льготы и компенсации может претендовать работник

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить. Разберемся.

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Согласно статье 219Трудового кодекса гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда

Класс условий труда

Доплата 4%

Дополнительный отпуск (от 7 дней)

Сокращенная рабочая неделя (36 часов)

АРМ

Оптимальный

1

Нет

Нет

Нет

Допустимый

2

Нет

Нет

Нет

Вредный

3.1

Да

Да

Да

3.2

Да

Да

Да

3.3

Да

Да

Да

3.4

Да

Да

Да

Опасный

4

Да

Да

Да

СОУТ

Оптимальный

1

Нет

Нет

Нет

Допустимый

2

Нет

Нет

Нет

Вредный

3.1

Да

Нет

Нет

3.2

Да

Да

Нет

3.3

Да

Да

Да

3.4

Да

Да

Да

Опасный

4

Да

Да

Да

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении (Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве России на 2014–2016 годы (утверждено Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 г.), Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу России на 2014–2016 годы (утверждено Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 23 декабря 2013 г.) и др). Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав.

Как оформить назначение или отмену льгот

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись (Часть 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда (Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н) .

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда (Статья 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку (Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены. Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия. Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

Пример

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:

«Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».

Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда. На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе?

Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Результаты проведенной спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой. Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя (Пункт 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»). Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет Вам

Статьи 92, 117 и 147 ТК РФ

Понять, какие компенсации положены работникам по результатам спецоценки

Статья 219 ТК РФ

Уточнить, что при безопасных условиях труда работникам не положены компенсации

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ

Уточнить порядок проведения спецоценки условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ

Ознакомиться с поправками в Трудовой кодекс в связи с введением спецоценки

Запомните главное:

1 Гарантии и компенсации можно назначать только по результатам спецоценки. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации согласно действующим положениям Трудового кодекса невозможно.

2 Работника нужно ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней после ее завершения. Но он вправе получать гарантии и компенсации уже с момента утверждения отчета о спецоценке.

3 Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору, в котором будут указаны конкретные размеры этих компенсаций.

4 Отмена гарантий и компенсаций также происходит путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

5 Условия трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями. Поэтому работодателю следует педантично и буквально относиться к формулировкам, содержащимся в коллективных договорах.


Возврат к списку